Фаина Георгиевна Раневская (урождённая Фанни Гиршевна Фельдман; 15 (27) августа 1896 г., Таганрог — 19 июля 1984 г., Москва) — российская и советская актриса театра и кино; лауреат трёх Сталинских премий (1949 г., 1951 г., 1951 г.), народная артистка СССР (1961 г.). Кавалер ордена Ленина (1976 г.). Все эти награды и звания сама артистка с юмором называла: «Похоронные принадлежности!»
Родилась Фанни Гиршевна Фельдман в Таганроге в состоятельной многодетной еврейской семье купца Гирши Хаимовича Фельдмана , мать Милка Рафаиловна (девичья фамилия – Заговайлова) занималась детьми и вела домашнее хозяйство, где уже подрастала её старшая сестра Белла и братья Яков, Рудольф и Лазарь. Родители, братья и сестра актрисы в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.
Известно, что впервые Раневская побывала в Крыму еще ребенком, а в 1910 г. семья Фельдманов провели в Евпатории все лето. Об этом периоде жизни сохранились воспоминания подруги Фаины Раневской актрисы Нины Сухоцкой.
«Фаина — девочка-подросток с длинной рыжеватой косой, длинными руками и ногами и огромными лучистыми глазами, неловкая от смущения и невозможности с ним справиться… Актриса, которую она обожает и ради встреч с которой приезжает в Евпаторию, — Алиса Коонен (родная тетя Нины Сухоцкой). Обняв Фаину, Алиса направлялась к морю, за ними — в больших соломенных шляпках, как два грибка, — идут девочки. Это я и моя старшая сестра Валя, тоже «обожающая» свою молодую тетю Алю и ревнующая её к Фаине. После тех евпаторийских встреч я в течение ряда лет лишь изредка встречала ее у моей тети Алисы Коонен, но эти дни живо сохранились в памяти.»
В 14 лет Раневская увлеклась театром, посещая занятия в частной театральной студии А. Ягелло, закончив ее в 1914 году. После чего осенью в 1915 году подписала контракт на актерской бирже для работы в керченской труппе мадам Лавровской, с мизерным окладом в 35 рублей со своим гордеробом.
«Первый сезон в Крыму, я играю в пьесе Сумбатова прелестницу, соблазняющую юного красавца. Действие происходит в горах Кавказа. Я стою на горе и говорю противно-нежным голосом: «…шаги мои легче пуха, я умею скользить, как змея…». После этих слов мне удалось свалить декорацию, изображавшую гору, и больно ушибить партнера. В публике смех, партнер, стеная, угрожает оторвать мне голову. Придя домой, я дала себе слово уйти из театра».
Поработав, в Керчи короткий промежуток времени, уезжает в Москву где знакомится с Осипом Мондельштамом, Мариной Цветаевой и Владимиром Маяковским, впервые встретилась с Василием Ивановичем Качаловым (Шверубович). Судя по её воспоминаниям, была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.
Потом была Феодосия, короткая поездка к родителям в Таганрог и снова Феодосия, где в декабре 1916-го она познакомилась с Волошиным, который как оказалось чуть позже будет спасать Фаину Георгиевну и ее наставницу Павлу Вульф от голода в Симферополе.
Так вспоминала она о жизни в Крыму в те годы.
В годы Гражданской войны Фаина Раневская с семьей своей подруги и наставницы Павлы Вульф жила и работала в Крыму. С 1919 по 1923 год они работали в Симферопольском Городском театре и в то время называли «Театром актера», который с 1920 года станет «Первым советским театром», а еще позже Крымским академическим русским драматическим, имени Горького. Она будет ходить на репетиции на ватных от голода ногах, переступая через полумертвых людей, боясь задеть их. Павла Леонтьевна Вульф, ее маленькая дочь Ирина, Фаина Раневская и Тата, неизменная помощница семьи, жили неподалеку от театра в самом центре Симферополя. Из архивных документов стало известно, что они размещались в доме под номером 16 по улице Самокиша.
«В 20-х годах мы вновь встретились с Максимилианом Александровичем Волошиным в Симферополе, где я играла в местном театре, М.А. был членом художественного совета театра. Я жила в семье прекрасной артистки Павлы Леонтьевны Вульф. М.А. восхищался ею как актрисой и был частым нашим гостем…Помню, что в этот голодный год М.А. с трудом доставал нам всякую снедь… Таскал в рюкзаке камсу, и доставал касторовое масло, на котором жарилась эта камса. За долгую жизнь я не встречала человека пленительнее и добрее него».
Этот нестерпимый запах касторовых рыбешек будет ее преследовать всю оставшуюся жизнь, картины голодного революционного Крыма навсегда останутся с ней. Много позже ей предложат две тысячи аванса под книгу воспоминаний. «Но я не хочу вспоминать. Я хочу забыть», — ответит она заказчикам.
А всем остальным заявит в своей неподражаемой манере:
«Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга — «
И все же Крым двадцатых годов стал для нее особенным периодом .
Здесь она стала актрисой. Здесь она стала Раневской. В 1923 году вместе с Павлой Вульф она покинула Крым и отправилась в Казань. Впереди долгая дорога, в конце которой будут овации и бесконечная зрительская любовь. Но это будет уже совсем другая история…
К 120-летию в августе 2016 года в Симферополе на фасаде дома, где проживала одна из величайших актрис XX века, установили мемориальную доску в честь Фаины Раневской.